Сказание о Пересвете


Записано Анной Зубковой

Под редакцией Владимира Антонова



Содержание

          Глава вторая: Дед
          Глава третья: Смотреть и слушать можно сердцем
          Глава четвёртая: Исихия
          Глава пятая: Необычная сила
          Глава шестая: Андрей Ослябя
          Глава седьмая: Влада
          Глава девятая: О постижении Бога. Встреча с Иисусом



Глава восьмая:
Любовь и возрастание души 

«… Будем любить друг друга, 
потому что любовь — от Бога!… 
Кто не любит — тот не познал Бога, 
потому что Бог есть Любовь!» (1 Ин 4:7-8).

«… Если мы любим друг друга, 
то Бог в нас пребывает, 
и Любовь Его совершенная 
есть в нас!» (1 Ин 4:11-12).

«Бог есть Любовь, 
и пребывающий в любви 
пребывает в Боге, 
и Бог — в нём!» (1 Ин 4:16).

«… Радость Моя — в вас да пребудет, 
и радость ваша да будет совершенна! 
Сия есть заповедь Моя:
 да любите друг друга, 
как Я возлюбил вас!» (Ин 15:11-12).

«… Соединяющийся с Господом 
есть один Дух с Господом!» (1 Кор 6:17).

«… Царство Небесное силою берётся, 
и употребляющие усилие 
восхищают его!» (Мф 11:12). 

«… Когда… будем подобны Ему… — 
… увидим Его, как Он есть!» (1 Ин 3:2).
 
          Путь в Переяславль был не близок, в один день можно было и не дойти. 
          Пересвет шёл налегке, не спешил. 
          Благостно было на просторе, на приволье! 
          Сколько прежде хаживал и ездил он по земле!… 
          Если мир и покой люди своими сéчами* не нарушают, то всегда радость на сердце наступает от красы природной! 
          От чистых просторов лугов и степей — распахивается душа, всё собой обнимает, насколько хватает её си́лушки! И тогда руки у души словно сами-собой вырастают — огромные, незримые! — чтобы обнимать всю эту красоту! А после — нежно-нежно держать на этих огромных, ласковых и сильных руках все луга цветущие, все степи бескрайние! 
          А в гуще лесной — погружается душа в тишину особенную, словно среди стволов древесных затерялось тело и лишь лес со всех сторон листвой шелестит! 
          Где-то там, в вышине — ветви деревьев дивным кружевом листвы касаются синевы неба, а корни уходят вглубь, в покой и силу Земли!… 
          И тогда — есть только лес, а над ним — нéбушко синее высокое да чистое! 
          А под нéбушком — Земля внутри глубокая, все жизни собой питающая, на себе всех несущая. 
          А тело человечье среди этого всего — былинка малая, которая — по Воле Божией — растёт-живёт… 
          В том теле — положено развиваться душе. Так Самим Богом назначено, так жизнь на Земле Им устроена!
          А живёт человек-душа для того — чтобы Творца-Бога своего познать, чтобы полюбить Его тáк сильно, что приоткроются Чертоги Божии Пресветлые! И Сам Отец Небесный явен душе сделается!
          … Лесная дорога вывела Пересвета из чащи леса к открывшимся луговым просторам. Вдали синела река Кубрь. Что ж, больше полпути уже пройдено! Пересвет присел отдохнуть под мощным высоким тополем, прислонился спиной к стволу. 
          Огромное дерево ласково приняло путника в свою сень. Пересвет легко и естественно ощутил и светлые токи силы жизни в стволе, и огромность кроны со слегка шелестящей листвой, и глубину корней, соединяющих древо с самой Землёй-Матушкой! Словно на время он сам породнился, побратался с сим тополем, стал таким, как он, пророс в глубь земную корнями, вытянулся ввысь стволом в три обхвата, даже дотянулся множеством рук-ветвей до нéбушка, погладил воздух листочками-пальцами…
          «Это же — так просто: ощутить силу и покой такого дерева, его связь со всем Творением Божиим, со всем Мирозданием! Отчего же люди забыли про такие простые возможности — ощущать Божественную Жизнь во всём сущем? 
          И ведь всему этому научила меня Влада…»
          … Пересвет вышел к берегу реки. 
          Воспоминания о Владе, о любви той земной великой, которая Любовь Божию в нём тогда пробудила, — нахлынули невольно.
          Пересвет не противился тем картинам прошлого. Напротив, позволил он памяти воспроизвести дорогие сердцу состояния любви, которые тогда испытывал тáк сильно впервые!
          Эта любовь никуда не ушла, она продолжает жить в душе — как сокровище, как неугасимый свет, который не стал чем-то прошлым, минувшим. Но эта любовь стала им самим, в ней он очистился и возрос, возмужал, стал ближе к пониманию всей Жизни и Самого Бога! Эта любовь раскрыла пред ним Мир Божий!
* * *
          … Когда после тяжких ран и забытья долгого Пересвет открыл тогда глаза, то сразу увидел её — Владу — удивительно нежную и такую прекрасную!
          Светло-русые волосы заплетены в косы, глаза спокойные и глубокие, словно озёрная глубина… Стройный и гибкий стан… Удивляющие особой мягкостью и плавностью движения… Чистота души — через телесные руки — всего вокруг легко касалась, сквозь глаза свет струился. 
          Её взгляд мог наполнить особенной лаской и заботой. 
          Её присутствие преображало всё пространство вокруг, заполняя любовью, ощущаемой душой словно едва уловимые прикосновения.
          Вместе с этим возвращением к жизни — пришла тогда к Пересвету и любовь к Владе. Эта любовь словно спала в душе до срока — и пробудилась внезапно, причём так сильно, что дала силы выжить и выздороветь!
          Эта любовь была взаимной, и Влада не скрывала её.
          … Влада очень обрадовалась, когда Пересвет очнулся. 
          Она позвала Родиона. Тот подошёл, склонился над ложем друга:
          — Ну, наконец-то! Ты больше недели в беспамятстве был!
          Знаешь, кто тебя лечит?
          — Влада… Словно во сне лицо её всё время видел, руки ощущал.
          — Да, Влада! Она — искусна в целительстве! 
          А ещё — ведь не поверишь! — здесь — Дед! Помнишь его? Влада — его ученица!
          … Дед почти не вмешивался в лечение Пересвета, он был занят другими делами. 
          Лишь иногда подходил он к ложу больного, смотрел со вниманием, словно насквозь всё видел. После говорил несколько слов — и уходил.
          Например, это было так:
          — Что ты тут дышишь еле-еле, словно жив только наполовину? Дыхание в человеке — с Духом Божественным соединяться может! Вдыхай воздух вместе со Светом Божиим! И выдыхай так, чтобы — кроме Света сего — в теле иного не осталось! Сразу тогда рана в груди заживать станет!
          … Влада после подробнее уже объясняла такие скупые указания от Деда.
          … Родиона Дед вскоре отправил домой. Сказал:
          — Жена тебя заждалась, сынок растёт, не́чего тебе тут с болящим время проводить! Поезжай! К лету — Влада друга твоего выходит!
          … Родион, конечно, послушался и уехал.
          … Силы очень медленно возвращались к Пересвету. Он лежал на ложе в пещере весьма обширной и хорошо обустроенной для постоянного житья. В центре самого большого помещения всегда горел костёр, дым от которого легко поднимался вверх в небольшое отверстие в потолке. Сама пещера уходила глубоко в скалу из мягкого известняка. В ней было несколько помещений, хорошо приспособленных для жизни.
          Однажды ночью Пересвет услышал, как Влада просила Деда:
          — Вылечи его, прошу тебя! Нет в мире человека, который был бы мне дороже! 
          — Знаю! Вот потому — ты сама и вылечишь его! И всё, чему учил тебя, используешь, и новое Знание к тебе от Бога приходить станет! Ты же понимаешь, что, если я его сейчас в одно мгновение Силой Божией исцелю, то пользы в том не много будет! Когда же ты́ ему поможешь самому силу себя-души познать и Силу Божию в себе пробудить — то польза будет великая! Сам человек себя от любой хвори исцелить может с Божьей Помощью, только обычно не ведает, как… А ты — знаешь! Вот и лечи!
          … И Влада лечила.
          Она научила Пересвета особому дыханию, когда воздух-свет наполнял всё тело и перемещался внутри него.
          Она научила ощущать силу Матери-Земли — прямо из пещеры, ощущая над собой поверхность её с травами, с деревьями, с птицами и ласковыми зверями.
          Она научила ощущать это душой так, чтобы сила проникала в тело и заполняла его. 
          Когда Пересвет смог выходить из пещеры, то она научила его купаться в проруби, чтобы покинули телесную плоть все остатки немощи, чтобы силы в теле обновились.
          Или ещё иначе можно было воду ощущать, становясь тишиной, покоем, прозрачной глубиной озера.
          Она научила очищению себя огнём и светом свечи и костра.
          А после, уже весной, научила соединяться со светом и огнём ясного сияющего Солнца. 
          Раскрывала Влада и бóльшие глубины духовного познания. Например, показывала, как Свет Божественный — Свет Духа Святого — воспринимать и сливаться с Ним.
          Сколь же просто она всему этому учила! Всё вокруг — ей в помощь было — и пещера, и огонь костра, и деревья, и водопадик, и река, и озеро, и просторы лугов, и лес!…
* * *
          Пересвет разулся на берегу речки. Чуть прохладные воды струились, ласкали уставшие от ходьбы ноги, а тёплые воспоминания наполняли душу.
          Вспомнилось и то, как Влада весной научила его ощущать себя как бы лежащим на дне реки, а тело при этом — на берегу стояло. 
          Она говорила:
          — Душа может быть не пленницей плоти телесной! Вот — опыт простой для тебя: ощути себя лежащим на дне.
          — Словно утонул?
          — Нет. Словно — легко дышишь под водой, любуешься сквозь воду солнечными лучами, трогаешь песочек на дне, водоросли, которые колышутся… Можешь проплыть так — душой! — в течении этой речки…
          … Сейчас Пересвет повторил это упражнение, ощутил, как струи речной воды омывают со всех сторон и внутри, как легко и свободно плыть душой вот так — в пронизанном солнечным светом водном потоке! Вспомнил он, как такое простое действие потом помогло Владе научить его становиться плывущим в Потоке Света Духа Святого, растворяться в этом Потоке!
          Пересвет удивился тому, сколь естественно память души воскрешает воспоминания о прожитых прежде возвышенных состояниях. Ведь теперь — Поток Живого Божьего Света стал естественно ощущаемой Реальностью! Тело стояло на берегу речки, а душа парила в Слиянии с Течением Великой Реки Божественного Света, Которая нежно струилась, охватывая огромные дали!
          Легко, словно сама собой, зазвучала в тончайшем Свете молитва «Царь Небесный».
          И не было противоречий между древними знаниями Волхвов, которыми обладали Дед и Влада, — и Учением Иисуса Христа об Отце Небесном и о Любви Божией! 
          В чистоте Любви всё это было Единым Вечным Знанием о Божественном!
_______________________________  
Битвами, сражениями.


Глава девятая: 
О постижении Бога. Встреча с Иисусом 

Встреча с Иисусом
Бог,… будучи Господом неба и земли, 
не в рукотворенных храмах живёт
 и не требует служения рук человеческих… 
Он… — не далеко от каждого из нас. 
Мы не должны думать, что Божество 
подобно золоту, или серебру, или камню, 
получившему образ от искусства 
и вымысла человеческого.

(Деян 17:24-29)

          Пересвет возвращался из Переяславля с дарами епископа.
          Это были две книги: Библия на греческом языке и список Евангелий в переводе. Обе книги — дивной ручной работы. А самый драгоценный дар был — это икона с прекрасно выписанным ликом Иисуса. 
          Икона была небольшая, новая, но исполненная с великим искусством. Казалось, что ещё немного — и оживёт сей лик. Словно Иисус Сам касался этого мира Своим Божественным Присутствием — если с любовью сердечной долго смотреть на изображение.
          Пересвет ощутил это сразу, как только с благоговением взял её в руки и взглянул…
          Правда, ни епископ Переяславский, ни монахи тамошние какой-то особенной или чудотворной эту икону не называли: видимо, не замечали сего.
          … Пересвету вспомнилось, что ему объясняли и показывали Дед и Влада про то, как Души Святые могут при необходимости проявлять Себя для воплощённых: становиться видимыми, наполнять пространство Божественной Любовью. Объясняли они и про то, что воспринять это не все люди сразу могут и что способность души к видению и слышанию Бога можно развивать в себе.
* * *
          Пересвет с внутренней улыбкой отметил, что по-прежнему называет (про себя) Дедом великого Волхва Белояра, с которым его дважды в жизни сводила судьба…
          … Разумеется, во время долгого выздоровления Пересвета были у него многие важные беседы.
          Вспомнил он, как спросил однажды:
          — Можно ли человеку увидеть Бога?
          — И нет, и да…
          — Как это?
          — Для начала, слепцу, что в теле заточён, нужно суметь зрячим стать: глазами души видеть научиться, сердцем духовным начать мир воспринимать.
          Да ещё, чтобы Бога увидеть, понять бы тебе неплохо, что именно ты сам в слово Бог вкладываешь, каким смыслом это слово наделяешь? 
          Самого Иисуса или, например, Богиню Ладу — вполне можно увидеть. Они в телах на Земле нашей жили. Такие Великие Души иногда, на протяжении множества тысячелетий прошедших приходили в сей мир и приносили людям Учение Истинное. Таких Посланцев миру сему — было много, а не только один Иисус! 
          И после жизни земной — Их Облики Божественные легко Ими вновь проявляются, когда надобно! Это — помощь огромная для тех, кто к познанию духовному устремлены. Такие Божественные Души могут сказать человеку слова важные или просто Блаженством Своим одарить, поддерживая веру и устремлённость. Таковы — Сыны и Дочери Бога!
          Но могут люди иногда видеть и иное: образы вымышленные, которым поклоняются многие верующие. Такие образы для искренне стремящихся — тоже иногда могут быть проявлены Духом Святым.
          А Дух Святой — кто такой? Тоже, небось, не разумеешь?
          Сие есть Сила Божественная, Которая в Творении всё вершит, везде действует. Он есть Совокупность, Единство в Объединённости всех Совершенных Душ!
          Иногда Они неразделённо действуют, одновременно слившись, словно многие реки, — в одну огромную реку. А иногда — проявляют Себя как бы отдельно, но все исходят из Единого Божественного Всесознания. 
          Дух Святой — как Божественные Свет или Огонь — может быть видим. Или — явлен как Облики Божественные. 
          Вот ты это пока ещё не понимаешь, а лишь слова мои слушаешь.
          Понимание тогда случится, когда душой ясно видеть станешь и проживёшь сие — как опыт реальный, в котором уже не усомнишься!
          Да ладно, доскажу уж дальше, раз ты сам спросил.
          Есть ещё Иное, Что тоже люди Богом именуют. Это — Великая Всёсотворяющая Сила, пребывающая в Изначальном Покое. Это и есть Бог-Отец, Сварог, Вышний — как только не именуют Его в народах разных! Он — невидим для обычного взора, прозрачен. Он существует везде и проникает Собою всё. 
          Но не смешивается Изначальный ни с чем, ибо Он есть Тончайшее из Тончайших. Он — в обычных ситуациях — не видим, но может быть ощутим и увиден теми, кто готовы войти в Царствие Небесное, кто приблизились к сему состоянию сами — как души. 
          Ты ведь Царствием Божиим привык называть Обитель Творца, не так ли? И что в то Царствие войти нужно — слышал? 
          Или ещё называют Обитель Бога — Небесами? Догадываешься теперь, что это — не не́бушко голубое с облачками, а Бескрайность Бытия Божьего?
          Иисус про это сказывал: «Я и Отец Мой — Одно» (Ин 10:30). Но многие ли люди ныне понимают, что́ есть это самое Одно? А все Достигшие и есть это Одно-Единое, то есть, Бог!
          Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой… Разумеешь хоть немного теперь — Кто есть Они? Сам-то ты читал прежде про сие, думал о таком?
          — Нет, не много я читал… Не искал я знания о духовном…
          — А сейчас — искать начал?
          — Сейчас хочу понять всё, но, быть может, не так, как надо…
          — Да, ещё не так…
          Ну, раз уж беседа вышла, то узнай и то, что во всём проявленном Бог есть, потому что создал Он всё из Самого Себя, словно Наитончайшее делал всё более и более плотным, но не грубым.
          … Возможно, поэтому многие народы поклоняются силам природным: солнцу, огню, деревьям. И постепенно уходит и исчезает Знание об именно Едином Творце — за всеми видимыми и невидимыми Его Проявлениями. И тогда выходит весьма печальное: к идолам, камням, рощам, кострам ритуальным — сводится вся вера…
          … Дед тогда замолчал, встал резко и ушёл вглубь пещеры…
* * *
          Во время тех бесед с Дедом многое услышал Пересвет впервые. 
          И уже после — учился сему, пытался понимание глубинное обретать. Не сразу, но очень медленно это приходило. Постепенно открывалось ясное видение в мирах тончайших Божественных. Происходило это по мере роста способностей души, развиваемых через приёмы особые, которым Дед и Влада его учили.
          … Сейчас, возвращаясь в свой монастырь с дарами, он испытывал радость дивную — яркое осознание Божественного Присутствия! 
          Это было ощущение, что за спиной, прямо там, где была котомка заплечная с дарами, открываются Двери в Бесконечность Божественных Света и Любви. Словно сразу за спиной тела существует Бесконечная Стена из Света Духа Святого. И там, где сердце духовное в грудной клетке пребывает, — проход существует в ту Беспредельность! Словно бы два мира совсем рядом вплотную существуют — а между ними грань невидимая прозрачная.
          … Вот — впереди дорога лесная, солнышко сквозь листья просвечивает, птички поют. Но стоит взглянуть из сердца духовного назад — и там Простор Бескрайний Света Святого и Любви Божественной!
          Пересвет остановился ненадолго, чтобы не утерять сей удивительный Божественный Дар. Но Стена из Ясного Света не исчезала. И мягкий Свет постепенно окружил и окутал со всех сторон…
          … А потом Пересвет увидел Иисуса. Не икона то была, а Живой Облик Иисуса, состоящий из тончайшего Сияния. Свет сей переливался, нарастал, обнимал со всех сторон одновременно! 
          Иисус приближался к Пересвету! Всё внешнее исчезло из восприятия! Был только Иисус!
          Иисус произнёс:
          — Отчего ты, смелый витязь Пересвет, всё ещё боишься полностью поверить в Мою Реальность и в Мою Всесильность? Отчего сомневаешься порой в том, что ясно и навсегда уже знаешь?
          … Иисус подошёл близко-близко, взял Пересвета за руки и продолжил:
          — Ощущаешь? Вот, Я — с тобой! Я продолжу вести тебя до самой твоей смерти телесной и встречу за её порогом! Не страшись быть близким Мне, быть Мне родным! Я — здесь с тобой сейчас, а не на иконах и не в словах Писаний. Всё то — лишь напоминание, что Я — с каждым из тех, кто обращаются ко Мне с любовью! Я беру каждого из доверившихся Мне за руку и веду их по жизни, как и тебя!
          … После Иисус стал уходить, растворяясь в Свете. Пересвет попытался двигаться за Ним… Но туда — в Бескрайность — он не смог войти насовсем, остался пока в том мире, где тело на земле стояло. А душа, переполненная Любовью Иисуса, светилась ярко и обширно!
          … Пересвет прежде видел Облик Иисуса всего несколько раз — ещё тогда: с Владой и с Дедом. Но думал он тогда, что лишь через них та Любовь Божия дарована ему была. Да и давно то было. И было — не так ярко, как сейчас, но словно сон оживший или видение некое… 
          А сейчас — явилось ясное Знание о реальности всего, с ним произошедшего!
* * *
          Пересвет продолжал свой путь.
          Иногда в уме вдруг поднималась немного смущающая мысль: «Как сказать Сергию о том, что я Иисуса видел, слова Его слышал, к Рукам Его прикасался? Получалось, что тогда меня — простого инока — либо святым должны признать, либо назовут всё это «искушением от лукавого».
          Но не было у Пересвета сомнений: Живой Иисус говорил с ним! И так и должно ведь быть: ибо Иисус — Воскресший! — жив навсегда! 
          Ясный Свет продолжал сиять в нём, а тело наполнилось невыразимой лёгкостью, словно даже оно — земное — тоже стало Частью Света сего!
* * *
          Уже вечерело, когда на Пересвета напали разбойники. Их было двое.
          Их приближение сзади он ощутил как некие тёмные тени. Улыбнулся чуть-чуть мысли, что теперь и он сам, как Дед, — «спиной» тоже может видеть.
          С этой же улыбкой обернулся — и в краткие мгновенья перехватил дубину, которой его хотел оглушить один из нападавших. Затем выбил нож из рук другого. 
          Пересвету не составило всё это большого труда. Сила его прежняя лишь возросла с возрастом и иной сделалась: спокойной и могучей.
          После того, как нападавшие разбойники оказались на земле, он даже не стал связывать их, а лишь спокойно спросил, отчего они на преступное решились.
          Те отвечали:
          — Три дня не ели…
          … Пересвет достал из котомки хлеб, отцепил фляжку с водой с пояса, протянул мужикам: 
          — Вот, больше нет еды. Только книги святые и икона.
          … Пересвет бережно вынул икону:
          — Помолитесь — и вкушайте!
          … Долгой была эта ночь у костра! Важными были слова Пересвета об Иисусе, о вере, о жизни праведной…
          В итоге, двое мужиков, последние годы жизни промышлявшие разбоем, просили Пересвета отвести их в монастырь для покаяния…


Глава десятая: 
Игумен Сергий 

Гордость в себе — смиряй!
Покой в душе — сохраняй!
Все обиды — беззлобно прощай!
Милосердие в делах — проявляй!
Игумен Сергий

          То, что игумен Сергий воспринимает и понимает Бога по опыту его особому личному, что ведает он Божью Волю и стремится так жить всегда, в каждое мгновение, — о том Пересвет догадывался или, вернее сказать, ясно это ощущал. Но сам Сергий почти не рассказывал ни ему, ни другим об этом.
          Сергий обычно был молчалив и учил тому же всю братию. Он учил не только тишине внешней, повседневной привычке к немногословию, но и особой внутренней тишине, обретаемой в раскрытом духовном сердце. Такая тишина называется в христианской традиции греческим словом исихия. Сергий объяснял, что это слово вмещает больше, чем просто практику аскетического молчания, и что обретение сей тишины значимо весьма на Пути духовном. И что в этой тишине возрастает и расцветает Любовь Божия в душе подвижника, и Бог делается так близок, что ближе — никого нет!
          То состояние любви, покоя и мира душевного, в котором Сергий сам всегда жил, было особенным, обширным. Он словно обнимал собой-душой весь монастырь. Это было дивное спокойное и ясное пространство всеобъемлющей тишины. 
          Словно прозрачный с чуть золотистым оттенком Свет Безбрежный был разлит везде в пространстве монастыря и вокруг него! Именно так воспринимал Пересвет Сергия — как душу особенную, Великую!
          Игумен помогал всем в обители обретать духовные достижения этим своим состоянием. Он помогал уже даже просто тем, что в этом пространстве его любви и покоя — монахи жили. А также он объяснял способы обретения чистоты душевной и тишины внутренней.
          Это пространство Света-Любви, естественное для Сергия, было видимо лишь развитой до необходимого уровня душой. Обычно казалось, что весь этот Свет словно улыбается и искрится нежной радостью. Правда, мог Сергий стать и весьма строгим, вопрошающим об ответе пред Богом. Но даже его строгость состояла из доброты великой и понимания Глубинного.
          Пересвет никогда не пытался скрывать от Сергия свой духовный опыт. Он понимал, что Сергий и так знает многое напрямую от Бога. Но, всё равно, Пересвет рассказывал обо всём и на исповедях, и просто в приватных беседах. Так и теперь он собирался поведать игумену о встрече своей с Иисусом.
* * *
          Сергий встретил Пересвета с радостью великой! Икону и книги принял. 
          После Пересвет сказал Сергию:
          — Есть важное, о чём поведать я должен: Иисуса я видел и слышал…
          … Игумен внимательно выслушал Пересвета. Светом внутренним лицо его озарено было. 
          После спросил:
          — Хочешь ли, чтобы о том событии всем стало ведомо? Чтобы чины от духовенства высшие сделали дознание: действительно ли чудо явлено тебе было — или только соблазн есть сие? Хочешь ли прославлен быть за видение чуда Божия?
          — Нет, не хочу и не ищу в том славы! Как ты решишь — так пусть и будет!
          — Тогда не сказывай пока про это без нужды! Верующих искренне ныне — мало, а завистников — много! Лишь для хорошо знающих тебя и глубоко любящих Бога исключение можешь сделать, чтобы понимание о великих возможностях души и о Любви Божией приоткрывалось для них. 
          И ещё — смирению продолжай учиться! Знаю, что ты познал уже многое, видишь и слышишь Послания Небесные. Оттого — особо строго смотреть за гордостью в себе тебе теперь следует: чтобы избранным себя не посчитать, чтобы выше других себя не поставить! 
          Просто помнить об этом — это одно, а воистину смиряться — на то большее внимание о себе-душе потребуется!
          — А если на исповеди кто из высших меня спросит — молчать?
          — Так то же не грех — Иисуса увидеть! Что же в сим тебе каяться? — со спокойной улыбкой сказал Сергий. 
          И после продолжил:
          — Ты помни о том, Александр, что даже правду говорить следует с осмотрительностью! Не всегда полезно рассказывать человеку то, что пока не вместить его пониманию, как ни старайся! Бывает, что молчание — лучше будет! Такое молчание — не грех, а мудрость! 
          Ты — сердцем всегда Волю Божию старайся ощущать и следовать сей Воле стремись! 
          … После молчания недолгого Сергий произнёс:
          — Теперь ужо про разбойников мне сказывай! Как дело было, откуда сих лихих людей взял, зачем в монастырь привёл? Тут вот — всю правду говори!
          … Сергий смотрел с мягкой улыбкой на смутившегося слегка Пересвета.
          — Так ты же сам говоришь: разбойники они были! Что тут сказывать, что скрывать?
          — И что? Напали со спины, ты их одной правой и одной левой за шиворот, как котят слепых?
          — Ну — вроде того… Они с голоду разбойничали, думали, что у меня в котомке еда и деньги, а у меня только хлеба немного было. Я им икону показал. А после, ну, мы потрапезничали, поговорили... Они долго каялись в жизни своей и со мной в монастырь очень просились. 
          — И что, думаешь, они вправду к Богу захотели? Или просто в тепле да сытости жить за чужой счёт надумали?
          — Думаю, что искренне устремились к покаянию и очищению душ…
          — Ладно, зови, выслушаю и решу! Непростые задачи Бог перед братией нашей ставит ныне через этих людей. Скоро увидишь и понимать начнёшь, как через тебя промысел Божий реализуется для многих.
          Важно это! Начинай это примечать! Безо всякой гордости, со смирением великим принимай то, что Бог через тебя в этом мире Волю Свою совершать намерен! 
          Через каждого человека Воля Божия вершится! Но тех, кто это понимают, — тех совсем не много!
* * * 
          После оба бывших разбойника предстали перед настоятелем. Старший из них заговорил, оправдываясь:
          — Мы не от хорошей жизни грабить пошли. У князя нашего прежнего в дружине были в наёмниках… Только вот сожжены были дома наши при вражьем набеге. Семьи наши погибли! Не защитил их князь, не оборонил! Другие у него были тактика да выгода…
          И вот — как дальше жить? Князю тому служить уж не захотели, озлобились. До́ма нет, денег нет, а силушка — вот она! Стали по дорогам разбоем промышлять, боль и горе своё на других вымещали… Словно, если нам самим плохо, так чтоб и другим ещё хуже стало — так делали. Пять лет разбоем жили…
          Мы отпо́ра-то от тех, кого в жертвы себе избирали, не знали прежде, всё с рук сходило! 
          А инок ваш, Александр Пересвет, — в нём сила дюжая, богатырская! Он нас не просто остановил, а словно нутро гнилое повытряхнул, словно всё перевернул в жизни нашей! Прежнее — помыслить теперь даже не можно! 
          А после Лик Иисуса на иконе он нам показал.
          И сказывал он нам об Иисусе…
          … Голос говорившего задрожал:
          — Оказалось, что у него в котомке заплечной — икона. А на ней — Сам Господь Иисус! 
          У него — прям за спиной — Небеса разверзлись! И мы, выходит, словно на Самого Господа — с разбоем! Это — Господь остановил нас, вразумил! 
          Каялись мы, и до конца дней своих каяться будем и благодарить, что остановил Бог беззаконие наше!
          Вот инок ваш нам и рассказал после, что сам дружинником был, что жену схоронил, что теперь с Богом живёт в радости тихой. 
          И что не просто в иконе этой защита от бед, а в полнопреданности Богу, в любви сердечной ко всем и всему! И тогда Сам Господь и всё воинство Небесное — с тобой всегда! И даже если смерть подошла — то смиренно её до́лжно принять! 
          И, если чист, то отворят тебе Небеса!
          Вот — мы теперь очиститься хотим! Прими нас в обитель, наложи наказание за жизнь нашу грешную — хоть до конца дней!
          … Сергий, конечно, в монахи бывших разбойников не постриг. Но, принял в послушники с испытанием на время долгое. 
          И ведь прочь не прогнал!
* * *
          Новые обитатели монастыря были встречены братией монастырской недоброжелательно, с большой настороженностью. Оказалось, что это — те самые разбойники, которые на подводы монастырские год назад напали, отчего нужду и голод братия испытывала весьма долго. Один из монахов, в той истории пострадавший, — их узнал, не смолчал, всем рассказал. 
          Да они и сами не отрекались от своих грехов…
          Много возмущения среди братии было от этого! Простить тех, из-за кого сами страдания претерпели, очень сложно бывает людям…
          … Сергий на следующий день в проповеди — о прощении говорил:
          — Умеем ли мы прощать? Как нам сей добродетели научиться?
          Иисус о распинающих Его произнёс: «Прости им, Отче, ибо не ведают, что творят!» (Лк 23:34). Через то учит нас Иисус великому прощению… 
          Вот ещё — в Евангелии от Матфея рассказано, как Пётр спросил Иисуса: «Господи! Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? До семи ли раз?». Иисус говорит ему: «Не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз» (Мф 18:21 – 22). 
          Учит нас Иисус прощать! 
          А ещё — учит Он видеть в каждом человеке то светлое, что его к Богу влечёт… 
          Важно обрести умение за собой-душой со вниманием смотреть — в себе злобу не попускать, гневу волю не давать, а осуждение заменить пониманием глубоким… 
          Попробуем и мы то, братья мои, не на словах, а на деле сие явить! 
          Попробуем с любовью — к ближним своим всегда относиться и в мире меж собой жить!
* * *
          Вечером того дня Егорка спросил Пересвета:
          — А это правда, что сии разбойники — наши телеги с провизией в прошлом году захватили? Тебе они о том сказывали?
          — Не знаю, Егорушка. Может, и наши телеги то были, а может и нет… Есть ли разница: к нам от них беда пришла или к другим людям? Покаяние ныне они принесли… Были они злонамеренными людьми, а теперь — к добру повернуться пробуют. Думаю, что мы помочь им в этом можем.
          — А как?
          — Думаю, что добротой… Ты попробуй чудо Божие в том увидеть, что ныне два человека, которые пять лет разбойничали, от зла к добру перемениться захотели — по Божьему произволению!
          — Какое же это чудо? Это ведь ты их в веру обратил!
          — Нет, Егорушка, не я, а Бог! Это и есть самое главное чудо — когда Прикосновение Божие к душе совершается! Тогда делает человек выбор важный: как дальше жить, чтобы стараться больше не грешить и к Богу устремиться! 
          Ради этого и творятся все чудеса внешние: исцеления и спасения, умножения пищи необыкновенные или что иное ещё. Может быть, совсем простое действие происходит, на первый взгляд даже не похожее на чудо, а от него в душах человечьих преображение начинается, потому что через то — Бог Свою Любовь являет!
          Сейчас нашим братьям новым сильно помочь можно. Увидеть надо самое светлое, что есть в них, и закрепить появившуюся надежду на путь спасения. 
          — Да, понял я это. 
          Игумен Сергий о том сегодня очень хорошо говорил. 
          Думал я и про прощение. Наших новых послушников мне легко простить. Но как прощать тех, кто на самом деле великое зло лично мне и моей родне, моим друзьям сотворили? Даже если представлю, что кто-то братьев и сестрёнок моих убил, — то такой гнев во мне сразу закипает! Нет во мне такой любви, чтобы простить эдакое злодейство!…
          — Да, очень трудно это. Не всегда — даже с годами — залечиваются подобные раны душевные от потерь горьких! Только вот местью, всё сильнее возрастающей, и ненавистью, никогда не прекращающейся, — войны в нашем мире всё множатся и множатся. И нет конца-краю кровопролитию! 
          Много я о том думал: как в этот мир доброту и справедливость привнести можно было бы. 
          Вот, к примеру, люди одного князя, по его приказу, идут в поход на поселения другого соседнего князя, разоряют дома в ответ за обиду какую-то меж соседями, когда-то бывшую… Другие, спустя время, нападают в ответ… И ведь так уже давно продолжается…
          Вроде бы, все они — люди эти — как бы христиане. А жестокость и насилие они по приказу творят, страдания и гибель невинным несут. Страшно, стыдно всё это! 
          И горько сказать, Егорушка, я ведь тоже таким был: одним из тех, кто — по велению князя — деяния, порою совсем не праведные, совершал! Даже не задумывался тогда: где настоящая правда? Где — предписанная для нас Богом доброта? Угодно ли такое Богу?…
          А ныне понимаю только то, что каждый именно в себе гнев и злобу не попускать должен! А любовь, прощение — надо преумножать и в сердце, и во всех деяниях своих. Если каждый так станет поступать, то и будет это исполнением Заповедей Божиих!
          Может, через это осознают люди постепенно Учение Христа Иисуса? 
          Поймут они тогда Истину, которая есть — Любовь Божия? 
          Поймут они недопустимость злодейств всяческих, включая убийства и насилие? 
          Может быть, наступят такие времена? 
          Мне теперь сны часто снятся — про жизнь мирную и прекрасную. Там — словно другая страна, но на нашу очень похожа… Красота природная — такая дивная! Поля, луга, рощицы берёзовые, реки и озёра чистые! И живут там люди — мирно, счастливо! Семьи — любящие, детки — радостные! Звонкий смех раздаётся, песни раздольные льются! Лица у всех — светлые! Веселье и покой — в каждом сердце! Войн и раздоров там нет… 
          Может, то Господь мне райские миры показывает? А может, мы сами — таким этот мир сделать должны?


Продолжение следует