Как можно помочь детям?


В.В.Антонов  

        Некоторые закономерности развития ребёнка и факторы, влияющие на этот процесс, также методологию и методики помощи детям в их развитии мы уже подробно обсуждали в [6-7]. Поэтому сейчас ограничусь лишь кратким обзором этой темы в рамках задач данной книги.
        Воспитание может и должно вносить значимый вклад в правильное формирование психики каждого ребёнка.
        Родители, другие родственники, воспитатели детских учреждений, преподаватели учебных заведений — должны, прежде всего, собой показывать детям образцы истинно духовного образа жизни и поведения, включая эмоциональное реагирование. Для этого они должны сами обучаться основам нравственности и искусству психической саморегуляции [6-16, 24-28, 41].
        Преподаватели обязаны показывать собою — детям образцы радушия, сердечности, заботы о них. Но, вместе с тем, нельзя попускать недисциплинированность детей, проявления ими агрессивности, жадности, воровства, попыток унижать других, издеваться над ними. В борьбе с такими пороками педагогу надо проявлять жёсткость и твёрдость. В ответ же на позитивные изменения в характерах таких детей под воздействием, в том числе, наказаний — надо поощрять это явными проявлениями своей сердечной любви.
        В преподавании желательно делать акцент на именно расширение кругозора детей в разных позитивных областях человеческой деятельности и знаний. Пусть это позволит детям потом наиболее адекватно «найти себя» в социальной жизни.
        Можно аккуратно знакомить детей с правилами этически и физиологически адекватного питания [7-9], даже если в их семьях существуют иные этические установки. Только лишь этими мерами можно предотвратить как многие заболевания детей, так и огрубление душ.
        Спортивные игры, культивирующие грубость, насилие, агрессивность, — причиняют огромный вред правильному развитию как участников таких игр, так и зрителей. Пусть же в спорте культивируются красота, гармония, утончённость сознаний, мощь интеллекта, сила без агрессии! Такой спорт послужит духовному продвижению как самих спортсменов, так и зрителей! [8]
        Нельзя сказать, что и соревновательность полезна на духовном поприще: ведь при этом провоцируется рост самости, другие начинают восприниматься в качестве противников, врагов. А это вовсе не похоже на исполнение предложения Бога растить нам в себе любовь.
        Очень важно показать детям приёмы правильного развития эмоциональной сферы, где на первое место должны ставиться методики развития духовного сердца. Это позволит таким детям в дальнейшем как избежать многочисленных возможных «срывов» в этическом отношении, так и подготовит их к успешному освоению высот духовного совершенствования во взрослой жизни. Эти приёмы описаны нами, в том числе, в книге Духовная работа с детьми.
        Многим может помочь, как и мне когда-то помогла, формула, подаренная Богом: «Каждый выход из состояния любви ведёт к накоплению отрицательной кармы!» [6].
        Огромную значимость для правильного развития детей имеет ознакомление их с живой природой. Пусть они узнают там о существовании множества воплощённых жизней: растений, животных! Пусть они научатся относиться к ним, как к нашим младшим братишкам и сестрёнкам, всячески избегая причинить им любой вред, даже просто по неосторожности!
        Более того, именно на просторах живой природы, а не в «коробках» городских домов, можно успешно учиться расширяться, разливаться духовными сердцами!
        Жизнь на природе закаливает, оздоравливает, расширяет кругозор, позволяет освоить гармонию в слиянии с нежной красотой природы!
        Процитирую замечательное стихотворение, созданное в 2003 году и переданное нам [4] одним из Гениев — российским поэтом Николаем Алексеевичем Некрасовым:
        
        Свет зари отразился в листочках берёз,
        И они — засияли в нём, трепетно млея!
        Я влюблён в эту Землю безмерно, до слёз!
        Всё держу на Своих Я Ладонях, лелея!
               
        Я ласкаю деревья, целую цветы,
        Обнимаю, Любовью питая и грея!
        Полюби же родную природу и ты,
        Понимая, что всё это — Бога Творенье!
        
        … Человек вначале развивает себя в активности. Но потом успешный духовный искатель осваивает внутреннюю тишину (исихию). Ибо только в состоянии глубокого и широкого внутреннего покоя можно пройти заключительные ступени духовного Пути. Так пусть дети уже с их возраста учатся и активности, и покою — в их гармоничном сочетании! Наиболее удачно этому можно учиться как раз в природных ландшафтах.
        А на природных рабочих площадках Святых Духов можно показывать детям Красоту Бога, объясняя параллельно, что Бог — реален, что Он есть Любовь, Ласка, Нежность, а вовсе не карающее людей за каждую провинность сказочное чудовище. И пусть дети понемногу начинают стремиться ко всё более полному познанию Его, причём зная, что к этому можно продвигаться, лишь уподобляясь Ему — в Его Утончённости, в Его Любви-Заботе, Любви-Нежности и Ласке.


* * *
        Приведу цитаты из книги [8] о том, как видит Бог тему экопсихологического воспитания детей и его роль в Эволюции:
        «Что делает абсолютное большинство людей ранним утром? Ответ прост ― спит! А ведь если бы человек — хоть один раз в жизни! — встретил рассвет сознательно, покинув для этого тёплую постель и уютный дом?! Если бы он, замерев от восторга, один-на-один с восходящим солнцем, окружающей тишиной и гармонией природы встретил рассвет — именно встретил, а не просто увидел, — то он уже, возможно, не зря бы прожил свою земную жизнь!
        … Какая удивительная тишина — перед рассветом! Почти все существа ещё спят чистым, светлым сном младенцев. Ничто не нарушает тишину раннего утра…
        Надо уметь слушать тишину, наполняться ею и быть ею! Это ― важнейшая составляющая духовного развития человека!
        Если на рассвете в лесу, например, начать слушать тишину окружающего пространства “ушами души” или, точнее, “ушами духовного сердца”, то можно стать абсолютной тишиной.
        Когда внутри тебя устанавливается тишина ― низшее “я” превращается в ничто: ничто от него не нарушает больше тишину и гармонию окружающего мира! В такой тишине можно услышать всё: от мягкого говора лесного ручейка, шёпота листьев на деревьях, тёплого дыхания спящих зверюшек… — до самых сокровенных тайн Мироздания.»
        «Ведь всё — так просто! Чтобы стать счастливыми — нужно сделать такой маленький шаг, но в нужном направлении… И тогда окажется так ясно: за всей этой красотой есть Бог — её Творец! И — в радости — к Нему устремляются сердца!»
        «С радостью в душе очень легко поселиться в мире Бога! Печаль, тоска, злоба — это всё для ада.»
        «Нужно учить… не только не вредить нашим меньшим братьям и сёстрам, но и любить их! Ведь они, наши младшие друзья, способны создавать и сохранять на поверхности планеты энергетику рая!»
        «Главное, о чём Я хочу сказать, это — внедрение принципа отдавания! Оно должно возникать одновременно с раскрытием духовного сердца, и ему (отдаванию) нужно задавать возможные направления!»
        «Нужно именно предложить варианты позитивного развития! Все… хотят получать — а нужно научить… дарить, отдавать, творить, созидать!»
        «Каждый человек может начать помогать Богу: помогать изменять то, что плохо. Но начинать каждый может только с себя — всегда только с себя!
        Каждый также может начать творить вокруг себя маленькое пространство любви. Это — так просто, что сможет каждый… Надо научиться светить лучиком любви из духовного сердца!
        Можно придти в лес, лучше — весной, но можно — и в любое время года. Надо встать рядом с берёзкой и пальчиком руки дотронуться до ствола, погладить нежно её — живую! — а потом ощутить лучик света из своей груди, который исходит оттуда, где живёт любовь. И — погладим лучиком этого света ствол берёзки: так же, как пальчиком.
        Повторим это несколько раз — так, чтобы явно ощутить прикосновение.
        Это может сделать и маленький ребёнок, и его мама и бабушка — а потом малыш сумеет научить и папу, и дедушку.
        Этот лучик есть у каждого, нужно только включить свет любви.
        Конечно, если нет рядом леса или берёзок в нём — то можно и любое деревце гладить…
        Потом надо будет научиться светить лучиком на любом расстоянии — и дарить так нежность всем, кого любишь.
        Можно даже на цветочках, которые растут в горшках в комнате, проверить: они станут расти лучше, это каждый заметит!
        Можно попробовать направить лучик — нашей Земле и её гладить лучиком, направляя его вглубь: у Земли ведь тоже есть сердце… Надо нежно-нежно гладить: ведь Земля — живая!
        А ещё можно погладить лучиком — Бога… Если погладить Бога — то каждый ощутит ответную Радость Бога…»
        «Всё вокруг — любит тебя, человек! Именно тáк Абсолют создан Богом-Отцом! И, если внутри тебя возникает ответная любовь, — то происходит слияние: исчезают замкнутость и изолированность — и взамен приходит Любовь Всего Сущего! И все энергии вселенной, присутствующие в человеке, приходят тогда в гармонию!
        Это можно подарить не только тем, кто стоят на пороге Высших Посвящений. Это следовало бы включить уже в самый начальный курс по раскрытию духовного сердца!
        Гармония и Любовь Абсолюта — эта медитация должна стать фоновым состоянием, естественным образом жизни, правильным самоощущением души!
        Всё решается через погружение сознания в духовное сердце!»
        «Нужно учить… любить — и только тогда включается весь спектр восприятия и осознания души человеческой!
        Например, можно научиться ходить по Земле. Можно вспомнить о том, что Земля наша — живая душа, и просто идти, осторожно ставя стопы на тело Земли, ощущая прикосновение к её поверхности. Это — очень просто, это сможет каждый! Всего минут десять если так походить, то уже будут наступать перемены первые.
        … Или — можно полежать на Земле, раскинув руки, расслабившись, — и осознать, что мы летим в космосе на планете по имени Земля… Если воспитатель или родители так прилягут отдохнуть с детьми и расскажут о вселенной — то впечатления будут более значимы, чем от каруселей на аттракционах!
        А если есть возможность ночёвки в лесу, то незабываемым впечатлением будет полежать так, глядя на звёзды…
        … Можно умываться, купаться, взаимодействуя с удивительным чудом, созданным Богом на нашей планете, — водой, которая является одной из основных составляющих материи живых организмов. Можно даже “поговорить” с водой, попросить её очистить и излечить. Можно купаться, ощущая воду каждой клеточкой тела. Через это и осознанность увеличится, и здоровьё укрепится, и запомнится это — как значимое!
        Ещё можно умываться солнечным светом. Надо не просто “обжаривать” свои тела, добиваясь ровного загара, а вступить во взаимодействие с солнечным светом! Энергия Солнца ведь — такая удивительная! Она существует на видимом и невидимом глазами человека уровнях, она проникает в глубины нас! Можно стоять под солнечным потоком, как под водопадом — и у кого-то может получиться упражнение латихан. И человек такой — не просто загорит, а и радостью, и здоровьем наполнится!…
        Конечно, нельзя предлагать людям, далёким ещё от поиска истин духовных, слишком много времени посвящать подобным упражнениям. Но будут полезны на природе для взрослых и для детей — и спортивные тренировки, и сбор грибов, ягод, трав целебных. Можно угощаться дарами леса: ягодками, листочками, травинками, которые съесть захочется. И поблагодарим — за этот удивительный дар! Это тоже принесёт исцеление и телу, и душе! Очень многих привлечёт именно исцеляющий аспект — и это неплохо для начала.
        Можно научиться радости даже и от уборки мусора в тех местах, где люди своим небрежением красоту осквернили природную. Это ведь — тоже экология, которой нужно людям научиться!…
        Ведь именно при взаимодействии с живыми и наполненными любовью и гармонией состояниями — и всей природы, и конкретных растений, животных — люди могут придти к пониманию той великой Любви, с которой всё живое создано Богом!»
        «Начнём вместе смотреть на мир и познавать его — прекрасное Божественное Творение! Расскажем детям то, что знаем сами, — и через это будем вместе познавать новое! Пусть увидеть КРАСОТУ нам помогут фотоаппарат, кисти и краски… Но при этом обязательно нужно быть открытыми к восприятию друг друга — и жизни вокруг! И Бог будет помогать! Ведь это — Его радость: видеть, как тянутся к свету, доброте, любви души Его детей!»
        «Лучше всего это делать примером — примером собственным! Ведь главным воспитателем является образ жизни тех, кто живут рядом. Это — и родители, и учителя, и общество в целом. Установки жизненные, по которым живут люди, (не лозунги, а реальные жизненные ценности отдельных людей и всего общества) — воспитывают наших детей!
        Если эти примеры запечатлеваются детскими душами как образцы для подражания, как эталоны поведения — то это и становится свойством душ. Если такими эталонами становятся любовь, доброжелательность ко всем, заботливость, уважение — то потом эти свойства развиваются при взрослении. Если же запечатлеваются эмоции и поведение противоположного полюса — то потом придётся очень долго отучать такие души — через их боль — от пороков, впечатывающихся с детства в память сознания.»
        «Это очень важно — уметь радоваться! Люди разучились радоваться естественной красоте! — и это печалит Бога.
        На Земле — много красоты, нужно только уметь её видеть! Далеко не всем доступны шедевры художественных произведений искусства. Но всем доступна красота живой природы! Даже в пустыне и в вечных льдах Арктики есть особое очарование!
        Спроси у окружающих тебя людей: как часто они смотрят в небо? И ты узнаешь, что мировосприятие большинства из них ограничивается тремя метрами вокруг собственного тела, да и те, в основном, — в пределах собственных комнат или офисов.
        Нужно учить… — замечать прекрасное! И даже не только любуясь лесами, полями, озёрами, степями, морями… — но и в капельках росы, в первых лучах восходящего солнца, в дождинках, в травинках, в пении птиц, в тоненьком ясном месяце… — везде можно найти удивительную неповторимую красоту Творения!
        И когда люди научатся замечать красоту и радоваться прекрасному, они затем смогут понять и полюбить Того, Кто это сотворил, — Творца! Живая природа ведь создана Творцом — как неисчерпаемый источник радости и любви!»
        «Работа с детьми — это большая радость для Бога! Детские души более восприимчивы к красоте! Чистота их восприятия прекрасного — много выше, чем у взрослых. Дети также способны воспринимать очень серьёзные знания о Боге, но только если с ними не “сюсюкаться”, а говорить на равных. Они вполне способны подняться на уровень дающего знания, если это им интересно. Они впитывают новые знания — сразу всем сознанием, в отличие от взрослых, у которых полученные знания, к сожалению, “застревают в голове”.
        Правда, у детей есть опасный “переходный возраст”, но это естественно. Те, кто его проходят благополучно, будут иметь прекрасный фундамент для правильного дальнейшего развития.»
        «Дети — это постоянный источник радости и счастья! Почти все они приходят в этот мир душами, подобными чистым белым листам бумаги: чтобы заново начать строить свои жизни на Пути к Свету! И ведь именно взрослые начинают “писáть” их судьбы, закладывая в детские души семена хороших или дурных качеств!
        Приходя на Землю (воплощаясь), душа сначала с трудом приспосабливается к маленькому детскому тельцу, к его ограниченным физическим и умственным возможностям. Она осваивает взаимоотношения с окружающим внешним миром через посредников: взрослых и сверстников, которые её окружают, — наблюдая за ними. Она равно впитывает всё — и хорошее и дурное: ведь на данной стадии развития (в онтогенезе) дети ещё не способны к такому различению.
        Надо заложить именно в детские души семена добра и любви! Это очень легко сделать в раннем возрасте, обращаясь сразу к душе, сознанию ребёнка, минуя посредника — манас тела. Эффективность такого воспитания чрезвычайно высока, но для этого нужно и самим взрослым находиться в состоянии любви, иначе результат будет противоположным.
        Очень важно исключить из взаимоотношений с детьми воспитание с помощью только команд: “нельзя!”, “не ходи!”, “не трогай!” и т. д. Но нужно обязательно объяснять ребёнку: почему именно “можно” и почему — “нельзя”. Тогда в нём формируется способность мыслить, а не примитивно реагировать, лишь исполняя ту или иную команду.
        Взрослые думают, что знают всё лучше детей, но это далеко не всегда и во всём так. Взрослым стоит гораздо более внимательно наблюдать за поведением и реакциями детей в различных ситуациях, прежде, чем кидаться “воспитывать” их. И тогда многих ошибок удалось бы избежать, иначе говоря, не вредить детям.»
        «Нужно воспринимать ребёнка своим учеником — учеником, в присутствии которого учитель не имеет права позволить себе ни капли слабости.
        И чем сложнее ученик, тем безупречнее должен быть учитель!
        Если внимательно проанализировать своё собственное поведение — станет очевидно, что корни многих пороков ребёнка берут начало в душе его воспитателя.
        Можно много раз повторять правильные слова… — но чего стоят слова человека, который сам не умеет безупречно следовать всем своим советам? Таким поведением можно навсегда обесценить всё то прекрасное и правильное, что пытаешься объяснить другому.»
        «Во-первых, надо развивать в детях любовь, именно любовь! Тогда — невозможны “откаты”. Душа, выросшая в качестве любви, не сможет деградировать!
        Во-вторых, нужно стремиться к созданию, по возможности, именно коллективов детей (или детей и взрослых)… ― с чистой и гармоничной средой для жизни и общения. Именно в такой среде можно задать душам прочные позитивные устои жизни, нравственности, взаимодействия с миром живой природы. … Это — возможность не дать погибнуть тем росткам добра, которым пока нужен непрестанный уход.
        А жизнь “белой вороны” ― это обычно непосильно душе в детском теле. Противостоять в одиночку агрессивному примитивизму — в состоянии только взрослые и сильные люди. Также не все дети могут самостоятельно выдержать соблазны тупой удовлетворённости гуны тамас.
        Но если рядом будут спутники на Пути, то ребёнок — даже из прежде отвергнутого окружающей средой изгнанника — становится, принимая новую позитивную роль, одним из героев-первопроходцев, защитников добра!
        Очень важно для детей наличие единомышленников как среди взрослых, так и в детской среде!»
        «Познание Бога и Его Творения — это же так интересно! Но сейчас на всей Земле (за очень редкими исключениями) за словом Бог для детей стоит… лишь занудство от взрослых… А ведь Бог — главный их Друг, Товарищ по играм, Спутник в жизни!… Я готов делать их жизнь интересной! Это называется — экология! Она учит познавать, любить, оберегать!»
        «Именно для того приходят на Землю Аватары — чтобы явить образцы столь чистые и прекрасные, что многие души устремляются к Ним с великой любовью, принимают Их советы, нравственные заповеди, следуют Их примеру во всём! Аватары являют Собою образцы Любви, Добра, Знания и проявляют всё это каждым днём Своих жизней!»
        «В детях должны быть заложены основы развития в виде роста любви! Тогда будущие трудности, включая соблазны эгоистичного отношения к миру, — становятся менее опасны.
        Основой, фундаментом воспитания душ любого возраста должна быть любовь! Это делает невозможной в будущем их тотальную деградацию! Тот, для кого руки духовного сердца — дарящие, творящие любовь — стали основой жизни души, не может упасть! Именно на таком фоне должно идти развитие интеллекта! Здоровый и радостный образ жизни в гармонии с природой, дарение любви ― так надо воспитывать души! Развитие сердечной любви к каждому созданию Творца — поможет ребёнку на духовном Пути!
        ― А как помочь тем, кто отворачиваются от любви?
        ― Много жизней у них впереди…
        Помощь Божья приходит к тому, кто сам ищет, как помочь другим.»


* * *
        Весьма важно также при воспитании детей уделять внимание сексуальной проблематике — разумеется, на доступном для каждого возраста языке. Скольких бед можно было бы тогда избежать!
        Ведь знания нюансов сексологической темы — не врождённы! Они приобретаются или из внешних источников (книг, фильмов, разговоров с другими людьми, зачастую дико невежественными), или из личного опыта, основанного, в том числе, на ошибках, часто — трагичных.
        Это касается, прежде всего, именно этического аспекта поведения. А ведь именно он лежит в основе формирования наших судеб!
        Полагаю, что каждому человеку лучше ещё до приобретения первого сексуального опыта знать то, как надо и как не надо это делать. А также — и то, какие кармические последствия могут быть получены вследствие этически значимых ошибок, и то, как можно использовать сексуальное взаимодействие для совместного продвижения по Пути духовного развития. В последнем случае речь должна идти о правильном развитии эмоциональной сферы, утончении сознания, накапливании необходимого для духовного роста энергопотенциала, обозначаемого термином ‘кундалини’.
        Обо всём этом мы говорили в нескольких книгах [8-10,16], но особенно подробно — в [5].
        В процессе сексологического воспитания надо, в том числе, уделять внимание преодолению традиционных предрассудков — таких, как требование обязательного выхода замуж в статусе девственницы, объявление позором рождения детей вне зарегистрированного брака (детей, посланных ведь в воплощение Богом!), также — обязательное «обрезание».
        «Обрезание» мальчиков — в местностях именно и только с засушливым климатом — может рассматриваться как позитивная традиция: в условиях острого дефицита чистой воды далеко не всегда есть возможность для соблюдения элементарной личной гигиены.
        Но ведь есть и такая жуткая и ничем объективно не обусловленная традиция во многих странах Африки, причём она реализуется широко и в настоящее время, — как «обрезание» всех достигших половой зрелости девушек. Оно состоит в вырезании ножами — причём без какой-либо анестезии — клиторов!…
        … С позиций приведённого выше знания о ступенях интеллектуального роста — каждый читатель может оценить: люди каких уровней развития поддерживают подобные традиции и отстаивают продолжение их существования?…