ЭСТЕТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА В ПСИХИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Е.И.Дубинская

        Занятия детских групп в рамках комплексной системы психической саморегуляции, разработанной Школой Владимира Антонова, ставят перед собой задачу сохранить и развить то присущее многим детям восприятие мира, которое позволяет им видеть его прекрасным, многообразным, волшебным и добрым.
        Научить детей жить в нём, постоянно находиться в спокойном, радостном состоянии, быть уверенными в себе и поступать, действовать наилучшим образом — очень важно в наше время всеобщей нестабильности, когда всё чаще возникают стрессовые ситуации, усложняются отношения между людьми.
        Важной особенностью работы с детьми могут стать эстетические средства, опирающиеся на творческую художественную и пластическую активность (сказки, стихи, пение, музыка, пантомима, танцы, игры, рисунок, лепка). Эти средства отличаются образностью, красочностью, несут в себе творческое начало и позволяют детям получить информацию о себе — то есть, дают возможность разобраться в собственных состояниях, переживаниях, оценках, также позволяют познать отношения, возникающие в социуме, приблизиться к природе.
        Опыт проведённых занятий с детьми в возрасте до 10 лет показал, что наиболее успешно проходят занятия, построенные в форме сказки, в канву которой встроены медитативные элементы и психофизические упражнения. Дети очень легко входят в образы героев сказки и охотно выполняют соответствующие задания преподавателя. Кроме того, сказка может являться сильнейшим эмоционально насыщенным нравственным уроком.
        Так, рассказывая сказку “Морозко”, в которой девочка выполняла для Мороза Ивановича работу (месила тесто, взбивала перину, рубила дрова, стирала бельё), можно, предложив детям показать, как она это делала, провести таким образом суставную гимнастику. Если же в упражнение подключить работу со светом (золотистое тесто, стекающее с ладошек, перина, набитая серебристыми снежинками, которые сверкающей пылью покрывают руки, беспрепятственно проникают вглубь, тают и чистейшими струйками воды сбегают вниз), то выполняется прочистка энергоканалов рук.
        Или сказка о том, как слонёнок расчищал родничок, заваленный камнями, и поливал цветочки и деревца, умирающие от засухи, — тоже помогает сделать пранайамы для меридианов рук. Руки при этом попеременно играют роль хобота слонёнка и т.д.
        Другим интересным элементом в работе с детьми могут стать стихи. Так, начиная занятие стихами, рождается вариант чудесной вводной медитации:
       
        Давайте сегодня сами
        Волшебный устроим рассвет:
        Надо долго в гору к небу идти
        И охапку сияющих ясных лучей
        На дороге найти.
        И добавить к сияющим жёлтым лучам
        Охапку зелёных веток,
        Краешек неба, пенье ручья
        И маленьких птиц
        Всевозможных расцветок.
        И прибавить немного тёплого ветра,
        Запах ландыша, шелест травы,
        И потом ладошкой плеснуть на это
        Совсем немножко
        Речной синевы.
        И всё это вместе
        Перемешать,
        Закрыть глаза —
        И почти не дышать!
        Клянусь, это будет
        Волшебным рассветом,
        Только надо всем пожелать
        При этом:
        Пусть все будут мирны,
        Спокойны, счастлúвы,
        Пусть будут любимы,
        Добры и красивы!
       
        Ребёнок, говорящий на хорошем, богатом языке, лучше мыслит, у него появляется больше оттенков для словесного обозначения психических состояний, он тоньше понимает себя и других, свои и чужие переживания, эмоции у него становятся более дифференцированными.
        Для тренировки этих свойств можно использовать, например, сочинение историй, сказок, небылиц. Преподаватель, начав тему, просит детей продолжить рассказ.
        Другим вариантом этого задания будет пересказ истории от конца к началу.
        Рассказ по картинкам, сказка об игрушках, извлекаемых из “волшебного мешка”, юмор, театрализованность повествования увеличивают радость от таких упражнений.
        Очень важно научить детей плавно переходить в разные эмоциональные состояния, осознавать их, корректировать и целенаправленно пользоваться ими.
        Прямое взаимодействие преподавателя с каждым ребёнком помогает лучше исполнить конкретное задание. Например, при освоении релаксации можно приподнять тело ребёнка, обратить внимание остальных на то как свисают, болтаются его расслабленные ручки, ножки, сгибается туловище, склоняется голова. Ещё одно упражнение на расслабление и установление контакта между ребёнком и преподавателем: ребёнок стоит спиной к преподавателю и, расслабившись, падает назад навзничь — на его руки.
        Чтобы снять напряжение в процессе занятия или излишек возбуждения у детей, можно применить расслабление на фоне движения. Дети представляют, что они — молодые гибкие яблоньки, усыпанные плодами. Спелые яблоки отрываются, летят вниз, гулко ударяются о землю. Вместе с яблоками осыпаются жёлтые листья. Смотрим как они, танцуя свой танец, медленно кружась, падают вниз. Вместе с листьями улетают наши тревоги, печали, обиды. На веточках распустятся молодые и нежные новые листочки.
        Другая подобная медитация, включающая в работу голосовой элемент: дети — самолётики на старте. Впереди далёкая трудная дорога, синее свободное чистое небо ждёт и зовёт. Радость и волнение охватывает нас. Находим у себя в кабине, в грудной клетке, пилота, который готов управлять воздушным кораблём. Машина-тело чётко выполняет его указания. Она полностью подчиняется его воле. Вот он нажимает на кнопку. Самолёт вздрагивает, отряхивает с крыльев сугробы снега. Стряхиваем с себя сонливость, лень, нерешительность. Начинают работать двигатели. Мощное гудение, жужжание, рёв из самого центра огня — из живота. Самолёт вздрагивает, трясётся от гула, подпрыгивает на месте. Гудение нарастает. Разбег… Затем — чистое утреннее солнышко начинает играть серебристыми бликами на блестящей поверхности самолёта. Солнце красит его в золотой цвет.
        Занятия могут включать в себя пантомимы, то есть, проигрываются этюды с изучением поз, походки, выразительных движений, жестов, мимики. Занятия пантомимикой помогают детям преодолевать барьеры в общении с окружающими, дают знание своего тела, лучшее понимание себя и других, возможность для самовыражения. Разыгрывая маленькие немые спектакли на темы: “день рождения”, “просьба о помощи”, “золотые рыбки в аквариуме”, “небесные жители — планеты, звезды, кометы” — дети чувствуют общее благожелательное, любящее поле группы и своё место в ней, проявляют свою индивидуальность. Пантомимы на тему “тень”, “магазин зеркал”, “мальчик-наоборот”, “замедленная съёмка” улучшают координацию движений, обучают предвосхищению движений. Этюды “любопытный”, “первый снег”, “встреча с другом”, “посещение больного” направлены на имитацию детьми различных эмоциональных состояний. Главное внимание уделяется развитию эмоций любви: нежности, сострадания, сочувствия, сопереживания. Кроме этого развивается способность к более чуткому восприятию переживаний и состояний окружающих людей, животных, природы. Усиливает эффект от упражнений разговор об этических принципах, о совести.
        На начальных этапах работы группы используются игры, позволяющие познакомить детей между собой, объединить в одну большую семью, создать доброжелательную атмосферу.
        Например, игра “чей голосок?”: в конце релаксации в “половинной позе черепахи” ребёнок, до которого дотронулся преподаватель, произносит: “это я”. Дети угадывают, чей голос прозвучал.
        Игра “кто исчез?”: водящий отворачивается, несколько человек прячутся. Повернувшись, надо сказать, кто исчез и что изменилось в позах оставшихся.
        Игра “качание на волнах”: ребёнок лежит на коврике с закрытыми глазами, а все остальные, взяв за коврик, приподнимают его тело и мягко качают. (Игра развивает доверие и бережное отношение, устраняет ощущение одиночества). Выполняя это упражнение, дети начали придумывать для каждого маленькие истории. Одного они качали, как тёплый ветерок качает на гибкой ветке маленького птенчика, второго — как паучка на летящей паутинке, третьего — как кувшинку на спокойных, медленно бегущих волнах.
        Можно поиграть и так: половина группы изображает волны, а другая — берег. “Волны” подбегают к “берегу”, нежно обнимают его, откатываются назад и затем с новой силой, неся в себе ещё большую любовь, вновь направляются к “берегу”. Затем дети меняются ролями.
        Во время игр акцент ставится на бережное отношение друг к другу, взаимопомощь и взаимовыручку. Проводятся беседы о доброте, справедливости, честности, необидчивости — и в игре, и в жизни. Задача преподавателя — выявить и подчеркнуть способности ребёнка и незаметно для остальных помочь ему в том, что у него плохо получается.
        Или можно провести такую игру-медитацию. Ребёнок располагается в центре круга. Вокруг разлито море нашей любви. Ручками мы создаём волны, направляем их в центр. Пусть волны нашей любви-нежности поднимают стоящего в центре на своих гребнях высоко-высоко вверх!
        Ещё вариант: “где мы были, мы не скажем, но, что делали, покажем!”. В них главный участник изображает задуманное, а все остальные — угадывают.
        Вживания в образы котят, лисичек, медвежат, воробышков, а также капелек дождя, падающих осенних листочков — приносили много интересных открытий и знаний о мире. Оказалось, что это может стать приёмом, с помощью которого можно углубить своё знание о задуманном предмете или явлении.
        Так, отождествляясь с капельками воды в туче, готовой пролиться на землю и напитать её своей влагой, дети определили по своим ощущениям форму капли, почувствовали, как её тянет к земле. Наблюдая за разными состояниями воды, они пришли к выводу, что ничто не исчезает бесследно, а лишь меняет форму.
        Перед подвижными играми, например, “прыгающие воробышки”, — детям предлагалась небольшая медитация, настраивающая на весеннее время года. Надо было вспомнить весенний солнечный день, синее небо, запах свежести. Прислушаемся к звону весёлых ручейков. Среди веток радостно порхают воробышки. Их незамысловатая песенка “чив-чив, жив-жив” — празднование пробуждающейся природы. Воробей смело прыгает к краю лужи. Он встряхивает пёрышками и начинает купание в прогретой солнцем воде. Он то распушит перья, то, расправив крылья, макнётся в талую воду, то поправит клювиком свой наряд и отряхнётся. Брызги летят в разные стороны, в них отражаются тысячи весенних крохотных солнышек.
        Широко используются на занятиях игры на внимание, на развитие интеллекта, памяти, координации движений.
        Для развития творческой спонтанности служат ролевые игры. По заданной теме дети становятся и авторами и режиссерами и исполнителями театрализованного представления. Так на конкретных примерах возникает возможность к осознанию ответственности за совершённые поступки, за эмоции и мысли.
        Большое значение в играх и в любой другой части занятия имеет музыка. Составление музыкальных портретов людей, предметов, явлений, передача впечатлений через музыку и пение — одна из самых увлекательных игр.
        Музыка тесно связана с танцами, также являющимися средством самовыражения.
        С помощью танцев-медитаций изображаются времена года, природные стихии, различные другие образы.
        Танцы и музыка устанавливают равновесие между внутренним миром — и внешним, гармонизируя внутреннее состояние по внешнему, и наоборот, проявляя вовне внутреннюю красоту.
        С танцами, ролевыми играми, пантомимическими этюдами хорошо сочетается тематическое рисование. Очень часто содержание рисунков становится темой для разыгрывания той или иной сценки в ролях.
        Для эмоционального сближения и взаимодействия детей хорошо выполнять какую-нибудь совместную работу: общий рисунок на большом листе бумаги, или, начав на листе рисовать самое важное для себя, затем передать рисунок — для продолжения — соседу слева и получить рисунок справа и т.д.
        Можно рисовать на свободную тему, рисовать танец, музыку, рисовать с помощью шаблонов, условных фигурок и обыкновенных клякс. Рисование успокаивает детей, снимает напряжение, развивает творчество.
        Дети любят работать с пластилином. На занятиях мы лепим не только конкретные предметы, а пытаемся передавать в объёме свое состояние, настроение или характер предмета. Например, можно вылепить мощное, могучее, сильное дерево, а также легкое, стройное, изящное, а потом соединить эти качества в одном и т.д.
 
* * *
        А теперь приведём примеры психофизических упражнений, адаптированных для детей в возрасте до 10 лет:
        Осенью со старого коренастого ветвистого дуба на землю упали жёлуди. Всю зиму проспали они, укрывшись опавшими дубовыми листьями и тёплым пушистым одеялом из снега. Но весеннее солнышко растопило снежный покров. Талая вода напитала жёлуди. (Детки-жёлуди крепко спят — лёжа в “половинной позе черепахи”. Затем движениями, мимикой они показывают, как набухают жёлуди). Жёлуди увеличились, разбухли, лопнули со звоном их кожурки, и тоненькими нежными росточками растеньица потянулись вверх к солнышку. Росточек выкарабкивается, выбираясь навстречу свету, прорастает всё выше к своей цели. Помогаем себе ручками, движениями тела. Вот — мы уже близко к поверхности. Делаем усилие, проталкиваемся ещё, ещё — и выныриваем на поверхность. Чувствуем, что здесь — всё другое. Вдыхаем свежий бодрящий воздух. Продолжаем делать движения, они помогают росту. Тянемся к солнышку. Открываем для себя новый мир. Раньше мы спали и не знали, как прекрасно вокруг, не видели красоту мира. Знали лишь свой маленький домик — жёлудь. Но в нём были законсервированы, заколдованы необыкновенно могучие силы. Талая вода, солнечный свет, весенний воздух — избавили нас от этого колдовства! Мы освободились для новой жизни — интересной, осмысленной! Надо много суметь, успеть сделать! Будем расти, стремиться в свету!
        … Все дети знают слова: “мирись, мирись, мирись и больше не дерись!”. А вам случалось помириться с другом с помощью этих слов? Как вы думаете: все слова правильны в этой присказке? А не лучше ли она будет звучать, если конец будет такой: “давай не будем драться, а будем улыбаться!”? Часто бывает, что прошла уже первая обида и можно было бы помириться и играть вместе, но трудно сделать первый шаг. Вот в такие моменты нас выручит упражнение, которое мы сейчас сделаем. Встанем, поднимем руку вверх. Почувствуем ладошку, будто самую серединку её припекает солнышко. Его свет проливается сквозь руку в грудную клетку. Почувствуем это солнечное тепло у себя в груди. Начинаем теперь омывать им — через руку-шланг — всё окружающее пространство. Рисуем ладонью струящиеся линии. Поворачиваемся в разные стороны. Проводим линии вблизи тела, сквозь него, вдаль... Чувствуем, как изменилось состояние. Мы теперь — спокойные, любящие, всепрощающие, великодушные. Если кто-то поступил не так, как бы мне того хотелось, может быть, это — ответ на мои действия? Я прощаю его. Я буду мудрее. Буду поступать с другими лишь так, как я хочу, чтобы поступали со мной. Я буду отвечать только за свои действия, буду поступать наилучшим образом и, делая так, буду счастлив! Ведь счастливым может быть только щедрый человек — человек, дарящий миру любовь и улыбку!
        … В гнезде на яйцах, распушив пёрышки, согревая своим теплом будущих птенчиков, сидит пёстрая курочка. Давайте представим, что мы — те птенчики в яйцах. Почувствуем, как хорошо в своём домике-яйце. Попробуем локоточками, ножками, головой стены домика. Немного подвигаемся, поворочаемся внутри. У меня уже накоплены силы, уже хочется узнать, что там шуршит снаружи и откуда идёт ко мне поток тепла и любви?! Не пора ли вылупляться? Упрёмся в стенки домика! Помогаем ручками, ножками! Вот — появилась первая трещинка в скорлупке. Яркий лучик света, как в окошко, проник в домик. Делаем окошко шире. Выбрасываем наружу кусочки скорлупы, которые загораживают нам свет. Следим за тем, чтобы со всех сторон освободиться от них. Вот кусочек скорлупы прилип к голове. Аккуратно снимаем его. Попробуем подвигаться в новом непривычном нам светлом мире. Поднимем руки вверх, облачка света опускаются к нам на ладони, опускаем свет в свои тела. Повторяем эти движения несколько раз. С каждым движением свет становится всё более тонким и нежным. Со всех сторон к нам катятся волны любви и радости, мы родились в этот чудесный мир! С изумлением смотрю вокруг. Вижу рядом своих братиков и сестричек. Подхожу к ним. Вижу, словно впервые, какие мы все счастливые, радостные, озорные и забавные! Хочется всех-всех обнять! В груди пульсирует тёплое, пушистое, жёлтое солнышко. Самые ласковые его лучики направим друг другу! Пусть эти лучики обнимутся между собой так же, как мы!
        … Представим себя на арене цирка, залитой ярким светом. Первый номер — жонглёры. Ловкими, быстрыми движениями подбрасываем воображаемые серебристые мячи. Всё внимание — на движения в кистях рук.
        … Теперь вращаем блестящую трость. Работает каждый пальчик, тело наполняется теплом — и от этого заливается светом изнутри.
        … В положении лёжа поднимаем ноги вверх и вращаем на них большой, но лёгкий золотой барабан. Быстро перебираем ногами. В стопах и голеностопных суставах появляется приятное тепло, разгорается белый свет, словно включаются маленькие лампочки. Вращение ускоряется, свет становится всё сильней. Вот уже все ножки до коленей залиты светом! Сгибаем ноги в коленях — и выпрямляем их, подкидываем барабан высоко вверх, ловим его ногами! Ноги пружинят, в коленках появляются белые светящиеся пружинки. Встаём — и прыгаем! Пружинки не дают нам остановиться, сжимаются и распрямляются. Ноги, разогреваясь всё больше, раскаляются до бела — и светят всё ярче! Прыжки становятся всё выше, будто мы прыгаем на батуте! Во время прыжков разворачиваем тела.
        … А теперь — танцуем со сверкающей в лучах прожектора золотой лентой! Закручиваем её восьмёркой! Вращаемся, кружимся! Ленты — длинные, они обматываются вокруг наших тел. Мы оказываемся забинтованными в золотые коконы.
        … И наконец — на арене появляется дрессировщик со своими весёлыми собачками. Собачки — это мы. Собачки на задних лапках танцуют вальс, получают лакомство и с визгом, лаем бегут по кругу!
        … Последний номер нашей программы — “быстрые кони”. Высоко поднимая колени, кони скачут по арене. Хлопок дрессировщика — кони останавливаются и бьют копытами. Хлопок — кони бегут, вытягивая ножки назад. Хлопок — бежим, выбрасывая прямые ножки вперёд. Хлопок — бежим боком приставным шагом.
        Затем отдыхаем в релаксационной асане.
 
* * *
        Подводя итоги нашим полугодовым занятиям, дети письменно ответили на несколько вопросов. Они считают, что учились:
        — быть спокойными и владеть собой;
        — делать добро всем на свете;
        — поступать, вести себя справедливо и честно;
        — верить в бытие Бога;
        — узнавать постоянно что-нибудь новое;
        — изменять себя;
        — любить всех.
        На вопрос о том, какие качества необходимо приобрести, дети написали, что хотят стать добрыми, ласковыми, сильными, красивыми внешне и внутри, хотят развить в себе необыкновенные способности, хотят путешествовать в разные места и в разное время, хотят понимать других, чтобы различать злых — и добрых людей, хотят изменить свой характер, научившись самообладанию.
        Из ответов стало ясно, что все они с удовольствием посещали занятия. Особенно детям нравилось рисовать, играть и ставить спектакли. Одна девочка написала, что ей нравится ходить на занятия потому, что здесь всех одинаково любят. Треть всех отвечавших на вопросы указала, что больше всего любят расслабляться и медитировать под музыку.
        Огромное счастье для преподавателя — видеть, как растут и расцветают души детей, и расти вместе с ними, осознавать, что каждое занятие и вся жизнь — творчество!
 
* * *
        Приложение: Сценарий занятия-сказки “поющий лес”:
        Жил-был Зелёный Лес. И не просто Зелёный Лес, а Поющий Зелёный Лес. Берёзы пели нежные песни берёз, дубы — стародавние песни дубов, ивы — задумчивые песни ив. Все вокруг пели. Пела речка, пел лесной родничок, но звонче всех пели, конечно же, птицы. Синицы пели синие песни, малиновки — малиновые, а щеглы — щёгольские. Послушаем, как звучал лес (звучит музыка “золотое путешествие в Мибукла”).
        А знаете ли вы, отчего у него получалась такая необыкновенно прекрасная мелодия? Отчего каждая липка, каждая стрекоза и каждый лопушок находили свою верную нотку, которая благозвучно вплеталась в общий огромный оркестр? Это происходило оттого, что каждое утро в лесу начиналось пожеланием всему миру, всем живым существам — любви, добра и счастья. Вместе со стройными звуками пения — тонкий свет любви и покоя разливался во все стороны от этого волшебного места. Давайте присоединимся к нему, усилим его своими светлыми, ласковыми лучиками из сердца и отправим его далеко вперёд: “Пусть будут все существа мирны! Пусть будут все существа спокойны! Пусть будут все существа блаженны!”
        Каждое утро лес умывался чистой, свежей, прозрачной росой. Сверкающие бусинки прохладной росы скатывались, сбегали по ложбинкам длинных листьев осоки, трепетали, дрожали от восторга в синей чашечке колокольчика, бриллиантами сверкали, вплетённые в ажурную паутинку. Промочив капелькой росы горлышко, весёлые птички начинали звенеть серебряными бубенчиками на островерхих зелёных елях. Вспомним, как бережно, ласково втягивали мы капельки росы, словно приглашали их в гости. Ощущаем во рту их нежный вкус.
        Представляем: я наклоняю большую чашечку цветка — и вместе с росой льётся удивительно душистый нектар. Цветочная пыльца золотым дождём сыплется сверху, окутывает золотым облаком, проникает внутрь, золотит и высвечивает всё тело. Смотрим, как золотая волна просачивается, проникает вглубь тела: от головы до самых подошв. Тело начинает покачиваться, предоставим ему свободу: пусть колышется, купается в золотом потоке. Пусть руки поднимутся и, как листья водорослей, плещутся в тёплых, ласковых, приятных потоках золотого света.
        Релаксация в “половинной позе черепахи”. Текст продолжается под релаксацию:
        Песни в Поющем Лесу в разное время года были разные. Также и каждый новый день, и каждое время суток рождали свои мелодии:
       
        Утром: весёлые, звонкие, розовые —
        Песни сосновые, песни берёзовые.
        Днём: бархатистые и золотистые —
        Песни медовые, песни смолистые.
        Вечером: разные — синие, красные,
        Тёмно-лиловые — и родниковые
        И очень приятные песенки мятные.
       
        Так и жил этот Поющий Лес. И всех радовали его песни — и Оленя, и Лисицу, и Белку, и Зайца. И всем было весело в этом лесу!
        А под землёй прокладывал свои лабиринты и строил туннели маленький усатый Кротик. Он тоже очень любил слушать песни. Особенно ему нравилась песенка Зарянки, поэтому он всегда спешил навстречу первым утренним трелям любимой певицы.
        Давайте прислушаемся — как кротики. Где-то высоко над нами звучит сказочная мелодия. До нас долетают лишь отдельные звуки. Почувствуем, что там — вверху — ясный солнечный свет. И на небе — огромное любящее существо — Солнце! Возникает желание хоть немного приблизиться к нему. Оно одинаково ровно дарит свой свет и любовь всему живому. Только от нас зависит, насколько мы близки к нему, — от нашего упорства в движении к нему навстречу! Разрываем, раздвигаем тёмные слои земли руками, проталкиваем тело вперёд. Чем дальше — тем легче двигаться... Делаем последнее усилие и выныриваем на поверхность! Наслаждаемся песней Зарянки, светом, теплом! Радость и удовлетворение оттого, что сумели преодолеть препятствия, заливают нас до краёв! Мы — сильные, мы смогли одолеть этот трудный путь!
        Поблагодарив певунью и солнышко, кротики продолжают свою подземную работу, но в груди у каждого светит маленькое очень ласковое, доброе, яркое солнышко. Оно — такое же, как там, наверху. Кротики очень счастливы от этого и никогда не забывают дарить лучики своего солнышка всем-всем, встречающимся на пути.
        Подходим друг к другу и освещаем лучиками своей любви. Чувствуем, как растут, увеличиваются, становятся ярче солнышки в груди от одного только желания обогреть, порадовать другого человека. Поможем движениями рук от груди в стороны — изливаться доброте и нежности!
        Релаксация.
        Рассказывают, что в соседнем лесу произошла такая история:
       
        Как-то певчие птицы
        Прилетели в столицу.
        Птицы были одеты
        В цветные жилеты.
        В магазины влетали,
        Покупали кларнеты
        И трещотки, и скрипки,
        И флейты, и дудки,
        И дудки-жалейки.
        Раскупили они
        Всё, что было в продаже,
        Пустяковых “бим-бомов”
        Не оставили даже.
        А одна опоздала...
        Этой птице-разине
        Ничего не досталось
        В пустом магазине...
        И пришлось этой птице
        В лес ни с чем возвратиться.
        “Как же быть мне теперь?” —
        Опечалилась птица.
        На зелёном пригорке
        Под старой сосною
        Мудрый Филин открыл
        Совещанье лесное.
         Были споры.
        Нет, птицы никак не хотели
        Подарить этой птице
        Свои звоны и трели!
        Но явился один Петушок.
        Петушку в магазине досталось
        Ку-ку-ка-ре-ку”.
        Он сказал:
        Я могу этой птице
        Одолжить только “ку”
        Из “ку-ку-ка-ре-ку”.
        И с тех пор эта птица
        Сидит на суку
        И твердит только “ку”
        Из “ку-ку-ка-ре-ку”.
       
        Это было в другом лесу. В нашем Поющем Лесу это случиться не могло. Ведь все птички в нашем лесу — добрые! И каждая с радостью подарила бы несколько звуков из своей песенки!